Толстой, Лев Николаевич, граф

Толстой, Лев Николаевич, граф
(1828-1910)
   — писатель, мыслитель, педагог. В первый период педагогической деятельности (1859-62), названный Т. временем "трёхлетнего страстного увлечения педагогическим делом", жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (вышло 12 номеров), в котором печатал свои педагогические статьи и рассказы для детей. Пытался научно осмыслить уникальную ситуацию психологического развития и становления человека ("закон движения вперёд образования"), выявить этапы и условия, личностно-деятельностную и аксиологическую природу становления субъективности, предвосхитив идею о зоне ближайшего развития. При этом Т. отмежевался от психофизического параллелизма, заявляя о единственном вечном законе, написанном в сердцах людей, законе прогресса или совершенствования, способности человека к самоизменению, саморазвитию.
   Второй период педагогической деятельности Т. (1870-76) связан с созданием "Азбуки" - комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя (кн. 1- 4, 1872) и "Новой Азбуки" (1875), направленных на развитие "нравственных чувств, воображения, поэтического чутья" учащихся. При переработке "Азбуки" были изданы как самостоятельные пособия "Арифметика" (1874), "Новая Азбука" и "Русские книги для чтения" (1875).
   Третий период педагогических исканий Т. (конец 1880-х гг. - 1910) связан с разработкой религиозно нравственного учения, которое Т. считал гл. делом своей жизни. Оно изложено в работах философского, психологического и публицистического характера ("Исповедь", "О жизни", "Что же нам делать" и др.), в педагогических сочинениях ("О воспитании", "О науке"), в изданиях для широких слоёв населения ("Путь жизни", "Мысли мудрых людей"), в книгах для детей. Для пропаганды своих идей Т. использовал организованное им издательство "Посредник", где издал пособия "Круг чтения", "Мысли мудрых людей на каждый день", начал работать над книгой для родителей и воспитателей "Детский круг чтения".
   Т. в своих педагогических сочинениях предстаёт, с одной стороны, как учитель-новатор, практик и организатор, с другой - мыслитель, стремящийся решать кардинальные философские и психологические проблемы: единства сознания и жизни; взаимосвязи конечного и бесконечного; развития самосознания, генезиса индивидуального и общественного сознания и ряд других. Стержнем всего педагогического творчества Т. стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Т. понимал как формирование её нравственной сферы в различных видах деятельности. Т. привлёк внимание рос. общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этического познания. Т. связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе. Считая, что существует общая закономерность психического развития человека, усваивающего основы современной ему культуры, Т. стремился выявить "закон движения к равенству знаний и неизменный закон движения вперёд образования". Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Т., столь же объективный процесс, как и явления природы.
   Т. обратил внимание на то, что обычно "развитие ошибочно принимается за цель", что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается "вечная ошибка всех педагогических теорий". В качестве гл. задачи обучения и воспитания Т. выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.
   Отстаиваемая Т. идея свободного развития ребёнка предполагала формирование нового типа общения учителя с учениками, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В религиозно-нравственном учении Т. центральное место заняла идея духовного роста человека. Попытку конкретизировать содержание воспитания Т. предпринял в статье "Беседы с детьми по нравственным вопросам" (1908).
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 412)
   Ч426.21,6(2)315.8-Толстой Л.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Толстой, Лев Николаевич, граф" в других словарях:

  • Толстой Лев Николаевич — [28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского района Тульской области, 7(20).11.1910, станция Астапово Рязано Уральской железной дороги, ныне станция Лев Толстой Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель. Отец Т. граф… …   Большая советская энциклопедия

  • Толстой Лев Николаевич — (1828—1910), граф, писатель. Связи Толстого с литературной, общественной и культурной жизнью Петербурга (в котором писатель бывал около 10 раз, впервые в 1849) были особенно интенсивны в 50 е гг.; здесь он впервые выступил в литературе в… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич — (1828 1910) граф, русский писатель, член корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии Детство (1852), Отрочество (1852 54), Юность (1855 57), исследование текучести внутреннего мира,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Толстой Лев Николаевич —       (1828 1910), граф, писатель. Связи Т. с литературной, общественной и культурной жизнью Петербурга (в котором писатель бывал около 10 раз, впервые в 1849) были особенно интенсивны в 50 е гг.; здесь он впервые выступил в литературе в журнале… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Толстой, Лев Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Толстой. В Википедии есть статьи о других людях с именем Толстой, Лев. Лев Николаевич Толстой …   Википедия

  • Толстой Лев Николаевич — (1828 1910), граф, русский писатель, член корреспондент (1873), почётный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852 54), «Юность» (1855 57), исследование «текучести» внутреннего… …   Энциклопедический словарь

  • Толстой, Лев Николаевич — Л.Н. Толстой. Портрет работы Н.Н. Ге. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 1910), русский писатель, граф. Начиная с автобиографической трилогии “Детство” (1852), “Отрочество” (1852 54), “Юность” (1855 57) исследование “текучести” внутреннего мира,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Толстой Лев Николаевич — Толстой (граф Лев Николаевич) знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Толстого, его стойкость, неутомимость,… …   Биографический словарь

  • Толстой Лев Николаевич — (граф) знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич — (1828 1910), граф, русский писатель. Романы «Семейное счастье» (1859), «Декабристы» (1860 61, незаконч., опубл. 1884), «Война и мир» (1863 1869, печатался с 1865, 1 е отд. изд. 1867 69, 3 изд. исправл. 1873), «Анна Каренина» (1873 1877, опубл.… …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»